Проектно-образовательный интенсив «Архипелаг»

С 8 по 21 июля 2024 года на острове Сахалин состоится главное событие года по запуску новых рынков, инициатив и отраслей – проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2024».


Основная тематика мероприятия посвящена развитию беспилотных авиационных систем в рамках реализации одноименного национального проекта. Организаторами «Архипелага 2024» выступают Платформа Национальной технологической инициативы (НТИ), правительство Сахалинской области, Агентство стратегических инициатив, Фонд поддержки проектов НТИ и Университет 2035.

Представители Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ) «Цифровой инжиниринг» и Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» ежегодно участвуют в программе «Архипелага» в качестве организаторов, экспертов и спикеров деловой программы.

Напомним, что проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2022» является логическим продолжением формата подготовки кадров для технологического развития страны – «Остров 10-21». Впервые он проходил с 10 по 21 июля 2018 года на острове Русский (Приморский край). Тогда команда Центра компетенций НТИ и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ стала одним из ключевых участников. С тех пор представители подразделений экосистемы технологического развития СПбПУ принимали активное участие в образовательных интенсивах:

В рамках подготовки к проектно-образовательному интенсиву «Архипелаг 2024»  в феврале 2024 года старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий, научный сотрудник лаборатории «3D-образования» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Владислав Терещенко представил экосистему технологического развития СПбПУ на первом слёте организаторов и выступил с предложением о включении в программу мероприятия инженерных соревнований с использованием двух цифровых тренажеров, разработанных в ПИШ СПбПУ.

По итогам обсуждения на слёте организаторов в программу «Архипелага 2024» вошёл трек «Организация эффективного производства БАС» на основе цифровых тренажеров «Новый индустриальный вызов» («New Industrial Challenge», NIC) и «Бережливое производство» («LEAN Производство»).  Трек рассчитан на три потока участников длительностью по 3 дня каждый. Архитектура мероприятия состоит из заочного подготовительного этапа по отбору участников, формированию команд и распределению ролей, а также очных соревнований на цифровых тренажерах и итоговой стратегической сессии.

«Ключевая задача образовательного трека заключается в организации перехода от сильных инженерных разработок беспилотных летательных аппаратов к их массовому современному (то есть в логике SCM – управления цепями поставок) производству с помощью передовых производственных технологий через формирование представлений об организации эффективного производства у разработчиков, инженеров, производственных компаний, представителей институтов и коммерческих структур. Согласно программе трека, каждая команда управляет заводом по производству авиадвигателей. В команде присутствуют 4 роли: коммерция (выбор рыночной стратегии и участие в тендерах), инжиниринг (поиск оптимальных модификаций двигателей, оценка производственных и поставочных возможностей предприятия), производство (планирование выполнения заказов и принятие решений по ключевым параметрам производства), закупки (выбор поставщиков и развитие отношений с ними). Участникам команды необходимо, ориентируясь на рыночные тренды, эффективно управлять производством и цепью поставок для достижения лучшего экономического эффекта. Задача команды в каждом раунде — улучшить финансово-экономические показатели предприятия, принимая стратегические и тактические решения в области инжиниринга и управления цепями поставок. Моделируемый цикл — 8 лет. Каждый такт состоит из анализа трендов, участия в тендерах на поставку авиадвигателей, моделирования и реализации производственной программы предприятия», – отметил старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий, научный сотрудник лаборатории «3D-образования» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Владислав Терещенко.

Компьютерные тренажеры «Бережливое производство» и «Новый индустриальный вызов» являются частью активно развиваемого командой ПИШ СПбПУ направления цифровых тренажёров, разрабатываемых в качестве инновационных инструментов для обучения и оценки компетенций на Цифровой платформе CML-Bench®.EDU.

В рамках образовательного трека цифровые тренажеры «Новый индустриальный вызов» и «Бережливое производство» выступают в роли передовых производственных инструментов, с помощью которых участники мероприятия смогут погрузиться в производственную среду и наиболее эффективно отработать полученные навыки и умения.

Компьютерный тренажёр «Бережливое производство» представляет собой онлайн-платформу по усвоению навыков, инструментов и основ бережливого производства при помощи практических решений на симуляторе. На образовательном треке «Организация эффективного производства БАС» на основе тренажёра «Бережливое производство» будут организованы Lean-учения для заочного и очного этапов. На заочном этапе пройдет обучение и отбор на симуляторе в «учебном режиме» и будет осуществлено формирование списка участников. На очном этапе в рамках Lean-учений состоятся соревнования в экспертном режиме с меняющимся сценарием под руководством инструктора.

Цифровой тренажер «Новый индустриальный вызов» (NIC) имитирует модель цепи создания ценности продукта на предприятии от инжиниринга до утилизации на основе принципов циркулярной экономики в формате пошаговой стратегии. Симулятор создает комплексное представление об управлении производственной компанией, включая реализацию её стратегии, управление цепями поставок, финансовый менеджмент. На треке будет функционировать NIC-полигон на основе данного цифрового тренажера для отбора участников по двум категориям («новаторы» и «консерваторы») на основе анализа входного тестирования в ходе заочного этапа и для проведения комплексных соревнований среди команд «новаторов» и «консерваторов» по управлению жизненным циклом высокотехнологичных продуктов в рамках очного этапа.

В завершение образовательного трека «Организация эффективного производства БАС» участники обсудят результаты соревнований на компьютерных тренажёрах, отметят лучшие результаты и выделят основные трудности и пути их решения на стратегической сессии.

Помимо образовательного трека в рамках интенсива «Архипелаг 2024» представители ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» и Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» планируют выступить в качестве спикеров и экспертов на Форуме дроносферы «Архитектура неба», а также принять участие в соревнованиях дронов.

Кроме развития отрасли беспилотных авиационных систем «Архипелаге 2024» участники также обсудят возможности совершенствования процессов управления Сахалинской областью за счет систем искусственного интеллекта и перспективы развития водородных технологий. Напомним, что развитие водородного кластера на Сахалине активно обсуждалось на встрече представителей Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» и руководителя Передовой инженерной школы Сахалинского государственного университета «Инженерия островов» Искандера Закирова в феврале 2024 года.

Проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2024» станет единой площадкой, объединяющей представителей технологических команд, научных учреждений, вузов, бизнеса и органов власти с целью поддержки технологических и социальных проектов, запуска новых инициатив и развития новых отраслей промышленности с использованием передовых цифровых и производственных технологий.

Приглашаем принять участие проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2024».

Пройти регистрацию и ознакомиться с полной программой мероприятия можно на официальном сайте мероприятия.